Долгое время Евросоюз чинил препятствия проекту строительства газопровода «Южный поток». Президента России Владимира Путина так долго злили, что он разозлился и отказался от проекта. Из-за этого юго-восток Европы оказался в условиях энергетической неопределенности. Такое мнение высказала известная чешская журналистка и аналитик Тереза Спенсерова в интервью информационному порталу .
«ЕС долго вставлял палки в колеса проекту «Южный поток» и «Газпрому», и Путин рассердился. Первоначальный расчет в Брюсселе, вероятно, был таким, что ЕС все-таки принудит Россию принять его условия. Но правила Евросоюза для работы «Южного потока» в итоге привели бы к распаду «Газпрома» и его монополии, а также к бесконтрольному вхождению западных фирм в российскую сырьевую отрасль», — отмечает Спенсерова.
По ее словам, еще в деле Ходорковского Москва ясно дала понять, что намерена сохранить полный контроль над углеводородным сырьем. В то время, как надежда ЕК на то, что она может что-то изменить, не имела под собой оснований.
«Разум и рациональный подход сейчас встречаются редко. ЕС добился лишь того, что Россия от него отвернулась. Юго-восток ЕС пребывает в условиях энергетической неопределенности, а Москва теперь собирается отправлять сырье в Европу через Турцию» — констатирует аналитик.
По ее мнению, Президент Турции Реджеп Эрдоган в многом схож с Путиным. Оба лидера ставят национальные интересы на первое место и уверенно противостоят доминированию США. К тому же, как полагает Спенсерова, их отношения открывают огромные возможности для торгового сотрудничества. В условиях, когда Евросоюз самоустранился с российского рынка и движется в кризис и рецессию, оно способно помочь России и Турции укрепить экономику, и геополитическую позицию.
«В конце концов, если мы представим Турцию в роли «стража энергетических ворот» в Европу, то мы можем смело представить и то, как трудно будет (пока только гипотетически) танкерам с СПГ, направляющимся, скажем, на Украину через Босфор», — прогнозирует Спенсерова.
В то же время, по ее словам, надежды Евросоюза во главе с председателем ЕК Жан-Клодом Юнкером на то, что «Южный поток» удастся реанимировать — является лишь признанием собственных ошибок и просчетов. Ему сейчас ничего не остается, кроме как обещать, что к 2019 году он решит энергетическую проблемы Юго-Восточной Европы. Однако, напоминает Спенсерова, через пять лет никого из тех, кто сегодня кидается этими обещаниями, на постах уже не будет. Поэтому им сегодня им так легко легко болтать. В этом, по мнению аналитика, чувствуется сплошная безнадежность.
Она спрашивает — что будет происходить эти пять лет? И отвечает.
«Скажем, президент Литвы Даля Грибаускайте полагает, что политика ЕС, которая принудила Россию остановить проект «Южного потока», правильная, хотя это и означает, что юго-восточные члены ЕС останутся без газа. Она, как будто повторяя за Викторией Нулланд, говорит «Fuck You, Болгария (Румыния и пр.)». Я не знаю, надо ли это переводить. А мнение нового президента ЕС, поляка Дональда Туска, о том, что в украинском кризисе «ЕС должен выступать единым фронтом», не только заглушает справедливое и нормальное несогласие, но и вызывает воспоминания о других объединениях, членом которых Чехия, или Чехословакия, когда-то была», — резюмирует Спенсерова.
Про ее мнению, в свете всех этих дрязг в ЕС остается лишь надеяться, что возможно кому-то это откроет глаза на истинное положение вещей.
|