Маршрут “Турецкого потока” — газопровода, который должен заменить South Stream и позволить “Газпрому” отказаться от транзита газа через Украину,— становится яснее. “Газпром” согласился с предложением Турции о прокладке газопровода по Черному морю напрямую в европейскую часть страны. Морскую часть построит “Газпром”, а небольшой сухопутный участок стороны создадут совместно. Первую нитку “Турецкого потока” “Газпром” собирается запустить в конце 2016 года. По мнению аналитиков, эти сроки реализуемы, но главная проблема — найти финансирование в условиях санкций и падения цен на нефть, пишет “Коммерсантъ”.
“Газпром” договорился с Турцией об основных параметрах проекта “Турецкий поток”, который должен заменить South Stream. По итогам вчерашних переговоров между главой “Газпрома” Алексеем Миллером и министром энергетики Турции Танером Йылдызом выбран “западный” маршрут по дну Черного моря в коридоре, ранее одобренном для South Stream, с поворотом на последних 250 км морской части не в Болгарию, а в Турцию. На сушу труба выйдет в европейской части Турции. Таким образом, выбран вариант, на котором настаивала Анкара, хотя “Газпром” склонялся к идее прокладки новой трубы параллельно Blue Stream, тогда морская часть проекта могла быть дешевле. По словам собеседников, в пользу “западного” варианта сыграло прежде всего то, что его можно реализовать быстрее, используя наработки и материалы для South Stream. “Газпром” уже сегодня направит властям Турции запрос на проведение изысканий для прокладки последних 250 км морской части.
После выхода на сушу газопровод продлят до границы с Грецией (еще около 250 км), эту часть будут строить совместно “Газпром” и турецкая госкомпания Botas, соотношение их долей пока не определено. Морскую часть трубы “Газпром” собирается строить сам. В течение недели партнеры подготовят план-график основных этапов проекта. “Газпром” собирается привести в Турцию первую нитку трубы мощностью 15,75 млрд кубометров в год уже в декабре 2016 года, весь газ по ней предназначен для турецких потребителей. Это означает, что в случае успеха транзит через Украину уже с 2017 года упадет на четверть.
“Газпром” собирается прекратить транзит газа через Украину к 2020 году, когда истечет действующий контракт с “Нафтогазом Украины”, и затем снабжать Европу через Турцию. Основной проблемой этого плана являются условия долгосрочных контрактов с европейскими потребителями, где закреплены пункты сдачи газа в Европе. Сейчас на Балканах нет трубопроводных мощностей, которые позволили бы российскому газу достичь этих пунктов из Турции. Но вчера Венгрия, которая потребляет около 6 млрд кубометров российского газа в год (примерно 10% транзита через Украину), заявила, что готова вести переговоры о получении как минимум части этого газа из Турции.
Параллельно “Газпром” ведет переговоры о скидке на газ для Botas и новой цене для турецких независимых импортеров. Хотя в декабре Владимир Путин пообещал скидку в 6%, а турецкая сторона хотела бы получить 15%, сейчас, по словам собеседников, монополия не склонна идти на уступки. Из-за падения цен на нефть к третьему кварталу газ для Турции и так подешевеет более чем на 20%. “Газпром” хотел бы удержать среднегодовую цену для Botas на уровне $330 за тысячу кубометров, турецкая сторона настаивает на уровне, близком к $300 за тысячу кубометров.
По мнению Джонатана Стерна из Оксфордского института энергетических исследований, заявленные “Газпромом” сроки для “Турецкого потока” вполне осуществимы. “Изыскательские работы для нового морского участка могут занять около года, но в это время может начаться прокладка других участков, тем более что инвестиции для двух подводных ниток (еще в рамках South Stream) во многом уже сделаны”,— говорит он. Основной риск “Газпрома” — в привлечении финансирования в текущих геополитических условиях. В ближайшие четыре-пять лет “Газпром” должен строить газопровод “Сила Сибири” стоимостью $55 млрд для поставок в Китай, “Турецкий поток” (стоимость морской части South Stream, аналогичного по характеристикам, оценивалась в €9 млрд, уже инвестировано €4,6 млрд), компания планирует газопровод “Алтай” для поставок в Китай по западному маршруту. По мнению собеседников на рынке, крайне сомнительно, чтобы “Газпром” смог привлечь под эти проекты западное финансирование по приемлемым ставкам. Поэтому Джонатан Стерн полагает, что пока “Газпром” ограничится прокладкой двух ниток “Турецкого потока” мощностью 30 млрд кубометров, что удовлетворит потребности Турции и Юго-Восточной Европы.
|