НОВАТЭК готовится удвоить мощности своего завода по сжижению газа на Ямале, запустив первую очередь расширения в 2022 году. Ресурсной базой станут месторождения Гыданского полуострова и Обской губы, уже получившие налоговые льготы. Затраты на увеличение мощностей могут быть даже меньше, чем на первую фазу проекта, считают аналитики. Но экономические перспективы во многом зависят от наличия контрактов на новые объемы и от цен на СПГ, которые могут упасть к 2020-м годам, пишет “Коммерсантъ”.
Правительство опубликовало изменения в комплексный план по развитию производства сжиженного газа (СПГ) на Ямале. Они подготовлены по итогам октябрьского совещания у президента Владимира Путина. В документе помимо уже реализуемого НОВАТЭКом проекта “Ямал СПГ” (обозначен как СПГ-1) упомянут и проект СПГ-2, ресурсной базой для которого станет газ Салмановского и Геофизического месторождений на Гыданском полуострове, а также Восточно-Тамбейского и Северо-Обского участков в Обской губе. Мощность завода будет такой же, как у “Ямал СПГ” — три очереди по 5,5 млн тонн в год. НОВАТЭК должен в 2014-2015 годах определить место постройки завода и трассы трубопроводов через Обскую губу. В НОВАТЭКе сообщили, что завод планируется построить на Ямале в привязке к порту Сабетта, что позволит использовать созданную инфраструктуру “Ямала СПГ”. Ввод в эксплуатацию первой очереди СПГ-2 запланирован на 2022 год, третьей — на 2025 год.
Ресурсная база СПГ-2, как и Южно-Тамбейское месторождение “Ямал СПГ”, освобождена от НДПИ на 12 лет с момента начала добычи. “На налоговых льготах этот проект сэкономит $5 млрд”,— подсчитал Константин Черепанов из UBS. НОВАТЭК также сможет экспортировать газ с Гыдана в виде СПГ. НОВАТЭК владеет 80% акций “Ямал СПГ” (20% из них должна получить китайская CNPC), французская Total — 20%, планируется привлечение еще одного акционера. В НОВАТЭКе заявили, что состав участников нового проекта будет обсуждаться позже. “Постановление позволяет планировать строительство второго завода, мы приступаем к разработке ТЭО”,— говорят в компании.
По мнению Константина Черепанова, расширение производства СПГ на Ямале окажется для НОВАТЭКа даже более выгодно, чем “Ямал СПГ”. “Хотя необходимо проложить трубу к заводу от месторождений, вложения в инфраструктуру все равно будут меньше”,— полагает он. Но источник на рынке полагает, что “строительство трубы в арктических условиях, особенно через Обскую губу, влетит НОВАТЭКу в копеечку”. В российской практике подобное строительство вел только “Газпром”, проложивший магистральный трубопровод Бованенково—Ухта по дну Байдарацкой губы, затраты на этот участок не раскрывались. Другой собеседник на рынке добавляет, что эффективность логистической схемы “Ямал СПГ”, особенно премиальных поставок в Азию по восточной части Северного морского пути, до сих пор под вопросом. “Инвестрешение по расширению НОВАТЭК будет принимать не ранее 2018 года, когда будет понятна ситуация с “Ямал СПГ” и ценовые риски”,— считает он.
Ценовой риск для проекта заключается в том, что в начале 2020-х годов на рынок выйдут большие объемы СПГ с новых проектов, что может снизить премию к поставкам в АТР. По мнению аналитиков энергетического центра “Сколково”, цены в АТР к 2020 году могут снизиться до $13-14 за 1 млн BTU (британских термических единиц). Сейчас они держатся на уровне $16 за 1 млн BTU. Но и при таких ценах проект при заявленном уровне капзатрат на первую фазу в $27 млрд останется эффективным: по оценке UBS, “Ямал СПГ” выходит на внутреннюю норму доходности в 10% при цене СПГ в $9,9 за 1 млн BTU.
|